Новости мероприятий
Как изменилось природоохранное законодательство
Михаил Кочнов, к.т.н., начальник отдела экологических проектов АНО «Равноправие», эксперт, член технических рабочих групп при Бюро НДТ, провел обзор актуальных изменений природоохранного законодательства и критериев категорирования объектов по видам негативного воздействия на окружающую среду, дифференциации мер государственного регулирования: «Так, в соответствии с 7-ФЗ для всех объектов III категории обязательно исполнение следующих требований: разработка инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, заявки на включение объекта в государственный реестр ОНВОС, материалов обоснования отсутствия необходимости получения ВРВ, программы ПЭК и паспорта опасных объектов».
Продолжила дискуссию Людмила Ерошкина, начальник Управления координации проектной деятельности АНО «Равноправие». Она сделала акцент на регулировании деятельности по обращению с отходами в России: перспективах изменений с учетом поручений Президента Российской Федерации и международных обязательств.
В свою очередь, Наталья Соколова, руководитель секции «Экология и охрана окружающей среды» ЭС при Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, посвятила свой доклад реформе системы обязательных требований природоохранного законодательства, выделив основные преимущества получения КЭР (комплексное экологическое решение), это:
- нулевые платежи за негативное воздействие на окружающую среду для объектов I, II категории при достижении;
- снижение финансовых рисков;
- срок действия разрешения увеличен до 7 лет с возможностью продления;
- КЭР заменяет собой целый перечень разрешений и документов;
- исключение конфликтов на стадии разработки проекта между различными документами природопользования;
- упрощение документооборота природопользования;
- формирование «зеленого» имиджа предприятия;
- получение достоверной экологической информации на сайте государственного органа.
«До 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной документацией Российской Федерации, смогут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 № 483-ФЗ и приказом Минприроды России от 14.05.2019 № 303», – уточнила спикер.
В завершении первого дня конференции Михаил Кочнов, к.т.н., начальник отдела экологических проектов АНО «Равноправие», эксперт, член технических рабочих групп при Бюро НДТ, рассказал об изменении воздухоохранного законодательства.
«Проведение инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных веществ в атмосферный воздух является основой для природоохранной деятельности предприятия. Расчетный механизм методики построен на сравнении «установленных» нормативов и «фактических» выбросов на источнике. Методика не применима для следующих случаев: загрязнение атмосферного воздуха в результате испарения летучих, загрязняющих веществ, различных поверхностей, в том числе и водных, причинение атмосферному воздуху в результате пожаров и т.д.», – пояснил эксперт.
Своим выступлением открыла сессию второго дня Лариса Лапина, заместитель генерального директора АНО «Центр развития профессиональных квалификаций в сфере ЖКХ», заместитель руководителя рабочей группы СПК ЖКХ по формированию и развитию профессиональных квалификаций в ЖКХ. Она познакомила собравшихся с государственной информационной системой учета и контроля за обращение с отходами I-II классов: «Мы ориентируемся на Федеральный классификатор отходов (ФККО), который относит к отходам I-II классов 444 вида отходов: свинец-содержащие отходы (автомобильные и промышленные свинцово-кислотные аккумуляторы, отходы электрического кабеля); ртутьсодержащие отходы (различные виды люминесцентных ламп, приборы, шламы, шлаки, катализаторы, содержащие ртуть); отходы химических источников тока (батарейки, источники бесперебойного питания, аккумуляторы); органические горючие отходы (в основном отходы химического и нефтехимического производства); водные неорганические отходы (отработанные растворы кислот, щелочей, гальваношламы) и другие виды отходов».
Лариса Лапина озвучила ключевые задачи национального проекта «Экология»: определен федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов; разработана, утверждена и введена в действие Федеральная схема обращения с отходами I и II классов; разработана, утверждена и введена в эксплуатацию государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов (ГИС ОПВК); реализованы инфраструктурные проекты по созданию объектов обращения с отходами I и II классов.
«Федеральный оператор (ст. 14.1 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ) осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов самостоятельно или с привлечением операторов на основании договоров оказания услуг и в соответствии с федеральной схемой. Он обязан предоставить в уполномоченный орган предложения по установлению тарифов на услуги федерального оператора по обращению с отходами I и II классов. И является оператором государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов», – добавила представитель АНО «Центр развития профессиональных квалификаций в сфере ЖКХ».
Никита Бондаренко, начальник сектора профилактики правонарушений отдела экологического надзора Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности г. Санкт-Петербург, остановился на произошедших и планируемых изменениях природоохранного законодательства в рамках «регуляторной гильотины», определив понятие «белый список».
«В так называемый «белый список» вошли как собственные акты, так и акты министерств и ведомств, а также некоторые акты государственных органов РСФСР и СССР. В общей сложности перечень включает 1275 документов по 66 видам контроля и надзора. Документы, вошедшие в перечень, не утратят силу в рамках «регуляторной гильотины», а будут постепенно заменяться на новые. Все упомянутые акты содержат обязательные требования, исполнение которых проверяется соответствующими органами, а неисполнение – влечет установленную законом ответственность. Постановлением также предусмотрены сроки отмены актов, однако, при необходимости они будут отменяться раньше, а взамен них – приниматься новый акт, причем акты федеральных министерств и ведомств должны подготавливаться уже по правилам федерального закона «Об обязательных требованиях», – резюмировал Никита Бондаренко.
Поддержал коллег Семен Калядин, помощник природоохранного прокурора города Санкт-Петербурга, он рассказал о практике прокурорского надзора в сфере соблюдения водного законодательства.