НОВОСТИ

4 октября 2019

Правильный контракт как лучшая страховка

Опыт управления международными проектами в области нефтегазового строительства, актуальные контрактные стратегии, проектный менеджмент, работу с претензиями и рисками обсудили на бизнес-митинге «Международные тренды в управлении строительными проектами: инсайты и анализ кейсов». Мероприятие состоялось 2 октября в рамках IX Петербургского международного газового форума, который проходит на площадке конгрессно-выставочного центра «Экспофорум». Встреча прошла при поддержке международной юридической фирмы Dentons, консалтинговой компании Driver Trett и инжинирингового холдинга «Спектрум».
Основные контрактные стратегии в строительных проектах можно разделить на мульти-контрактную, когда заказчик самостоятельно привлекает всех подрядчиков и поставщиков и координирует их работу, стратегию EPC (от англ. engineering, procurement and construction), подразумевающую привлечение генподрядчика по принципу под ключ, а также комбинированную стратегию EPCM (M – management), в которой заказчик привлекает подрядчика для проектирования и поставок, а также управления строительством. В российской практике чаще встречается первая. По мнению экспертов, это самая рисковая модель – все потери в случае проблем несет заказчик, а подрядчиков нелегко скоординировать.

Советник Dentons, руководитель строительного департамента Таир Сулейманов осветил ключевые аспекты взвешенного выбора контрактной стратегии. «По сути, в самих стратегиях нет ничего сложного – это конструктор, комбинация элементов которого (кто отвечает за проектирование, строительство, поставки и иное) определяет структуру проекта. Сложнее, выбрать именно ту комбинацию, которая в конкретном проекте даст наибольший эффект» – считает эксперт.

Также, он высказал мнение о том, что хороший контракт – лучшая страховка от рисков, а крупные проекты, особенно в нефтегазовой отрасли, нуждаются в переходе от требовательно-карательного подхода по отношению к подрядчикам к менеджерскому и партнерскому. «Один из современных инструментов эффективной координации подрядчиков – интерфейс-соглашение, когда заказчик и все подрядчики в едином документе согласуют порядок взаимодействия и решения проблем при реализации проекта. Другой инновационный для России, но уже используемый в нефтегазовых проектах за рубежом, подход –альянсинг. Конечно, эта модель, когда стороны делят расходы и доходы, и общей целью становится результат, а не процесс, подходит не для любого проекта. Однако российские нефтегазовые компании могут задуматься о ее применении в наиболее крупных и долгосрочных проектах, при вовлечении большого количества стейкхолдеров и со сложной цепочкой поставок поставок», – поделился международной практикой Сулейманов.

В свою очередь директор по управлению проектами ГК «Спектрум» Сергей Фролов констатировал: в России не хватает качественных подрядчиков. «Реальность такова, что компании «сдуваются», они плохо структурированы, менее квалифицированные подрядчики выигрывают тендеры… Рынок очень сложный. В итоге выбор – это не просто риск, а сверхриск. Системные ошибки могут привести к цепи неудач на текущих и последующих проектах», – поделился участник беседы. Впрочем, считает он, не идеальны и заказчики. «Складывается впечатление, что крупные компании становятся заложником своих корпоративных процедур и стандартов: то ли я борюсь с системой, то ли за реализацию проекта. Многие процедуры замедляют и усложняют процессы», – отмечает Сергей Фролов.

Эксперт поделился решением, благодаря которому «Спектруму» удалось в срок завершить строительство нескольких крупных проектов, в том числе аэропорта Платов: «Мы – адепты тендерного пакета «с недоработочкой» которую всегда можно скорректировать, потому что изменения и переделки, скорее всего, будут всегда и контрактной стратегии Design & Build, Так меньше рисков для Заказчика и расширяет возможности подрядчика для применения оптимальных для него технологий и строительных решений. Прежде чем запускать тендер, необходимо четко подготовить документацию».

Сергей Фролов советует выбирать подрядчика по опыту, регулярно встречаться с ним и не лениться ездить на площадку. «Несмотря на рекомендации, нет понятия идеального контракта. Поэтому не отпускайте контроль!» – резюмирует докладчик. Однако «жесткость условий договора не гарантирует его соблюдения», считает Таир Сулейманов.

Заместитель исполнительного директора по капитальному строительству «Бадра» ПАО «Газпром нефть» Андрей Лебедев рассказал о своем опыте управления крупными EPC контрактами. «В «Бадре» мы сделали контрактную стратегию за 2 месяца. Модель EPC. Общий объем инвестиций составил – $2,3 млрд, в том числе самые капиталоемкие – Petrofac ($330 млн) и Samsung Engineering – $880 млн. И могу сказать, что всё крутится вокруг администрирования. Меня удивляет, что менеджеров на проекте часто сравнивают с менеджерами по продажам в магазинах. Ведь управление в стройке через призму контракта почему важно? Чтобы получить требуемое, достичь качества, удостовериться, что планируемое достигнуто в срок и в рамках цены контракта. Для этого нужно 90% времени тратить на надлежащее администрирование контракта, чтобы в результате собрали/построили желаемый Заказчиком условный «Мерседес», а не «Волгу». Любое действие и бездействие надо задокументировать в соответствии с контрактом», – поделился Андрей Лебедев. Эксперт придерживается позиции постоянной открытой коммуникации с подрядчиками как с равноправными партнерами, для эффективной реализации любого проекта.

Завершил встречу директор компании Driver Trett Сергей Плешаков, который поведал о тонкостях работы с претензиями, которые являются сегодняшними трендами реализации строительных проектов. По его мнению, самое главное – это наличие наиболее полной и соответствующей документации и адекватного графика исполнения проекта, без которых не возможен анализ задержек, и как результат эффективного разрешения споров. Из последующей дискуссии можно отметить, что претензионную составляющую участники беседы оценивают как минимум в 10-15% от первоначальной стоимости контракта.

«Чтобы оценить наверняка, кто прав, кто виноват, необходим график работ с обновлениями согласованными обеими сторонами. График – это не какая-то невнятная программа в «Примавере» с непонятными логическими связями (как это чаще всего и бывает). Это четкий, понятный, просчитанный, обоснованный и желательно интерактивный документ, который является неотъемлемой частью контракта и куда можно вносить сведения о ходе работ», – подчеркивает эксперт. А чтобы не было разночтений, считает он, необходимо всегда придерживаться единой терминологии, установленной контрактом.

 

Оставить комментарий

Demo Title

Demo Description


Introducing your First Popup.
Customize text and design to perfectly suit your needs and preferences.

Он будет закрыт в 20 секунд