НОВОСТИ

19 апреля 2023

Управление спросом на оптовом рынке: особенности и сложности

Рост розничного рынка электроэнергии обеспечат малые потребители. Но пока их доля в России не сможет достичь показателей, привычных для Европы и США.
Розничный рынок электроэнергии будет расти в основном за счет малых потребителей. Такой прогноз дали участники круглого стола «Повышение прозрачности функционирования оптового рынка и тарифообразования» в рамках XIРоссийского международного энергетического форума.

В основном участники круглого стола обсуждали особенности управления спросом на электроэнергию, а также необходимость сделать энергетический рынок более прозрачным. По словам председателя правления Ассоциации гарантирующих поставщиков энергосбытовых компаний Натальи Невмержицкой, сейчас предел конкуренции на рынке электроэнергии практически исчерпан. «Конкуренция невысока, и речь уже идет об управлении спросом и борьбе за новых потребителей», — сказала она.

Управление спросом на электроэнергию означает, что конечные потребители добровольно меняют свой обычный график нагрузки в ответ на изменяющиеся цены на энергетическом рынке. Фактически крупные компании снижают потребление электричества в пиковые периоды потребления энергии без ущерба для производства, что приводит к снижению цен, позволяет сглаживать пики нагрузки и позволяет не привлекать к работе неэффективные электростанции.

Управление спросом в ближайшее время будет закреплено законодательно: в конце прошлого года Госдума приняла в первом чтении соответствующий законопроект. Как поясняли тогда депутаты, внедрение механизма управления спросом в электроэнергетике обычно начинается с потребителей оптового рынка, хотя значительный потенциал сосредоточен у средних и малых потребителей розничного рынка и в бытовом секторе.

Однако у розничного потребителя ресурс слишком мал, чтобы заметно влиять на рынок. Поэтому возникает потребность в создании специализированных организаций, способных агрегировать спрос отдельных потребителей — так называемых агрегаторов. Их деятельность даст потребителям розничного рынка реальный механизм экономии и влияния на формирование рыночной цены на электроэнергию, а также позволит снизить негативное влияние пиковой генерации на окружающую среду.

На практике это выглядит так: потребитель с помощью агрегатора выбирает длительность периода снижения потребления и обязуется обеспечить это снижение при необходимости каждый рабочий день. В результате потребитель получает деньги за снижение потребления электричества в пиковые часы и льготы при оплате потребленной энергии.

По словам генерального директора ООО «Русэнегросбыт» Михаила Андронова, любой потребитель может при желании участвовать в снятии пикового потребления, и такая практика оказалась эффективной, в частности, в США, Европе и Азии. Она может сработать и у нас, считает Михаил Андронов. По его словам, в рамках управления потреблением операторам энергетических рынков удается регулировать потребление в пределах 12%. «Это хороший показатель, но пока недостижимый и нецелесообразный в России», — уверен Михаил Андронов.

На круглом столе обсуждались и другие проблемы энергетического рынка России. Так, по словам Натальи Невмержицкой, сейчас на нем фактически нет организованной торговли; рынку требуется введение новых механизмов, которые добавят ему прозрачности.

Оставить комментарий

Demo Title

Demo Description


Introducing your First Popup.
Customize text and design to perfectly suit your needs and preferences.

Он будет закрыт в 20 секунд