О мероприятиях

16.10.2024 в 15:49

17–20 октября

 

17–19 октября 2024 (павильон Е)

Станция метро «Московская» – КВЦ «Экспофорум» – станция метро «Московская». Интервал движения 30 минут с 10:00 до 18:00. Высадка, посадка – павильон Е.

Станция метро «Московская» – КВЦ «Экспофорум» – станция метро «Московская» (городской автобусный маршрут № 187А). Интервал движения 16–18 минут с 8:45 до 19:00. Стоимость проезда 65 руб.

 

20 октября 2024 (павильон Е)

Станция метро «Московская» – КВЦ «Экспофорум» – станция метро «Московская». Интервал движения 30 минут с 10:00 до 17:00. Высадка, посадка – павильон Е.

Станция метро «Московская» – КВЦ «Экспофорум» – станция метро «Московская» (городской автобусный маршрут № 187А). Интервал движения 16–18 минут с 8:45 до 19:00. Стоимость проезда 65 руб.

Подробнее
14.10.2024 в 15:29

Минерально-сырьевой потенциал России способен удовлетворить все нужды национальной экономики, а ключевую роль в поиске и обеспечении эффективной разработки существующих и новых месторождений углеводородного и стратегического минерального сырья играют современные геолого-физические методы исследований.

Особую важность геология и геофизика приобретают в связи с необходимостью освоения месторождений Арктической зоны. Наиболее актуальные проблемы в области современного состояния отечественной геологии, геофизики и геолого-геофизических исследований обсуждали участники круглого стола «Геолого-геофизические исследования для нефтегазовой и горной промышленности», который прошел в рамках первого дня Петербургского международного газового форума, начавшего свою работу в петербургском Экспофоруме.

На территории Арктической зоны России сосредоточено большое количество минеральных и углеводородных запасов сырья, и эти месторождения необходимо развивать, заявил министр промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) Максим Терещенко. В ближайшее десятилетие, по его мнению, основным инструментом для этого станут именно геология и геологические исследования. Для того чтобы процесс изучения недр шел более активно, нужно позаботиться о возрождении геологической науки. «В советское время геология была в числе передовых наук, а геолог – в числе самых интересных профессий, это играло большую роль в развитии экономического потенциала страны. Сейчас нам необходимо возродить легенду», – заявил Максим Терещенко. Это, считает министр, поможет преодолеть наиболее острые проблемы, стоящие перед современной геологией, в числе которых он назвал обеспечение доступа к технологиям и оборудованию, а также кадровый вопрос.

С середины 90-х годов прошлого столетия примерно половина нефти в России добывается с уже существующих месторождений, поэтому одной из задач геологии сегодня является оптимизация использования разрабатываемых недр и повышение эффективности этого процесса, отметил член-корреспондент РАН, директор Геофизического центра РАН Анатолий Соловьев. В связи с этим особую значимость приобретают новые методы и подходы к добыче так называемых трудноизвлекаемых запасов углеводородов.

Начальник управления геологического моделирования и мониторинга ГРР ТРИЗ ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг» Варвара Немова рассказала об опыте своей компании в области исследований трудноизвлекаемых запасов нефти. Во-первых, подчеркнула она, необходимо кардинально поменять точку зрения на проблему. «Трудноизвлекаемые запасы – это объекты, о которых наших текущих знаний недостаточно для их эффективной разведки и разработки. При этом персональное внимание к такому объекту позволяет подобрать к нему ключи. Нужно понять суть объекта, оценить, что мы о нем знаем и чего не знаем, и ответить на ключевой вопрос: почему именно он отнесен ранее к труднодоступным? И, конечно, анализировать каждую ситуацию индивидуально и при этом комплексно», — пояснила Варвара Немова. Такой подход принес свои результаты в изучении тюменских русловых отложений, когда геологам компании удалось найти внезапно пропавшую подземную нефтяную реку, отметила она.

Российские ученые активно участвуют в разработке информационных систем для геологоразведки. Например, компания ООО «Научно-Технический центр «ТПМ» совместно с Геофизическим центром РАН разработали модель, позволяющую в режиме реального времени получать и обрабатывать данные о состоянии геомагнитного поля Земли. Это важно в первую очередь для организаций, занятых бурением скважин, ведь повышенная солнечная активность, фиксируемая все чаще, приводит к магнитным бурям, в результате чего, в частности, происходят ошибки в процессе бурения, например, ствол шахты может отклоняться от планового расположения на значительное расстояние, что влияет на дебет скважины.

Данная модель – продукт импортозамещения, причем более качественный: если у ранее использовавшихся в России сервисов IGRF и BGGM обновление данных происходило раз в 5 лет или в год, не учитывались локальные магнитные аномалии и возмущения магнитного поля, то в отечественной «Обсерватории» все это исправлено, подчеркнул руководитель проекта «Научно-Технический Центр «ТПМ» Александр Агапитов.

Заведующий лабораторией геоинформатики Института геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН Василий Минаев рассказал об исследованиях потенциально богатых полезными ископаемыми территорий с помощью нейросетей. В частности, благодаря такой методике ученым удалось составить прогнозную схему распределения благоприятных областей локализации полиметаллических рудных объектов в Юго-Восточном Забайкалье.

Подробнее
14.10.2024 в 14:52

Передвижные газозаправщики, биотопливные «Москвичи», классические самосвалы и тягачи, переоборудованные под газ – такие экспонаты представлены на уличной экспозиции, организованной на территории КВЦ «Экспофорум» в рамках ПМГФ-2024.

Класс тяжелых коммерческих автомобилей представлен миасским ООО «АМТ N.V.» (бывшие «Ивеко-АМТ», «Ивеко-УралАЗ»). Это самосвал AMT N.V. 652900 для перевозки насыпных, навалочных грузов и скальных пород; седельный тягач с крано-манипуляторной установкой (КМУ) АМТ N.V. 632911 для грузоперевозок в прицепах и полуприцепах; бортовой автомобиль CNG с КМУ (крано-манипуляторной установкой). Транспорт оборудован под работу на сжатом газе и полностью адаптирован к эксплуатации в условиях российского климата.

Главный конструктор «AMT N.V.» Виталий Катаев отметил уникальные для такого рода техники характеристики: это двигатель мощностью 500 л.с. с крутящим моментом 2280 Hм и межзаправочным запасом хода в среднем от 300 от 500 км. «AMT N.V.» один из первых российских производителей, выпускающих самосвалы с такой кубатурой двигателя. Всего компания производит 500–600 автомобилей в год, при этом машин с повышенными характеристикам и на газовом ходу – лишь несколько десятков.

«Мы сейчас отправляем на производство первую партию для ключевого корпоративного партнера, компании «СпецПрофАльянс». Пока это восемь машин, в ближайшее время поставим еще столько же. И надеемся расширить список поставок», — подытожил Виталий Катаев.

ООО «СпецПрофАльянс» и «АМТ N.V.» совместно осуществляют проектирование, доработку, опытно-промышленную эксплуатацию и реализацию техники с массой от 12 до 130 тонн. Выводя на рынок машины с двигателями на альтернативных видах экологически чистого и экономичного моторного топлива, обе партнерские компании вносят свой вклад не только в развитие автопрома, но и в сохранение окружающей среды.

Специалист группы компаний «Большегруз» (официального дилера грузовой техники Shacman) Антон Елкин считает, что заботиться о сохранении экологии проще всего в сфере коммерческих перевозок: «Давайте будет честными. Господдержка способствует развитию газификации транспорта. Автобусные парки имеют возможность (и зачастую просто обязаны) переводить парк на газ. Что же касается тягачей и самосвалов, то в грузоперевозках дизельные версии будут рулить еще долго. Одно дело приобрести автомобиль, другое – его обслуживать. Это совсем другие требования к безопасности газа, и не все компании готовы нести эту ответственность».

Газовое топливо дешевле дизельного в 2,5–3 раза, но и стоимость газового автомобиля выше почти на треть. На экспозиции Газового форума «Большегруз» представил тягач Shacman X6000 на метане и 20-кубовый самосвал на КПГ (компримированном газе). Если взять аналогичные дизельные модели, то они будут стоить дешевле примерно на 2,5 млн рублей. Экономия на топливе у газового тягача по сравнению с дизельным составляет около 800 тыс. рублей в год. Значит, нужно примерно 3 года, чтобы окупилась разница в цене, и только потом начинается выгода.

Но когда клиент слышит разницу в цене в 3 млн рублей, он начинает считать.

«Крупной компании выгоднее содержать газовые машины, – подтверждает Антон Елкин. – Но мы рассуждаем как потребители, а собственники бизнеса смотрят на это иначе. Да, у нас в стране полно газа. Но стоит заехать тягачу на метане куда-то в глубинку – и попробуйте найти заправочную станцию. Плечо между такими заправками слишком велико. И если закончился газ, его не подвезешь в канистре. Разовьется инфраструктура – подтянется и спрос».

В категории легкового транспорта активно идет разработка битопливных автомобилей. АО «РариТЭК Холдинг» представило хорошо знакомый россиянам «Москвич» на газомоторном топливе (компания является официальным дистрибьютором этих гибридов). Бензиновый «Москвич» выпускается автозаводом, а «РариТЭК» доводит его до битопливного варианта. Запас хода гибрида составляет 1 тыс. км, из них 250 км – только на природном газе. В серийное производство «Москвич-3» запущен в октябре этого года, с ноября планируется запуск «Москвича-6». Автомобили проходят тестовую эксплуатацию в «Почте России», ДОСААФ, в других крупных корпоративных парках России. Затем планируется продажа уже массовому покупателю.

Станислав Чеченев, руководитель отдела по развитию дилерской сети «Москвич» АО «РариТЭК Холдинг» тоже уверен, что сдерживающий фактор в этой сфере – это отсутствие доступных газовых заправок в регионах. По его мнению, автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС) хорошо развиваются в Санкт-Петербурге, Татарстане, Башкирии и Ростовской области. За этими регионами будущее.

«Чтобы обосновать экономическую привлекательность гибридов для таксопарков, мы провели расчеты, – сообщил Станислав Чеченев. – Для автомобиля, оборудованного под потребление метана, окупаемость разницы в цене (гибрид дороже примерно на 10%) составит около полугода. Через 6–7 месяцев разница нивелируется. Но где заправлять такие машины?».

На этот вопрос прозвучал ответ в виде представленных на экспозиции заправочных комплексов. Так, ООО «Газпром газомоторные системы» продемонстрировало Передвижной автомобильный газовый заправщик – 7000 как универсальное решение задач аварийной и автономной газификации с возможностью заправки автомобилей природным газом (КПГ). Объем перевозимого КПГ составляет 7 тыс. м3, а суммарная вместимость баллонов – 23,1 тыс. литров (110 баллонов). Начальник управления по реализации и развитию ООО «Газпром газомоторные системы» Тамерлан Алиев уверен, что «передвижной заправщик станет основой развития газозаправочной инфраструктуры страны. Он дополнит существующие сети АГНКС возможностью доставки газа удаленным потребителям».

На уличной экспозиции была представлена еще одна АГНКС и передвижная газовая компрессорная станция – обе от ООО «Краснодарский компрессорный завод», ведущего производителя компрессорного оборудования и техники на его основе.

Впечатлил посетителей выставки вагон-дом производства ООО «Завод паровых установок Юнистим», разработанный при участии специалистов ООО «Газпром трансгаз Уфа». Жилой комфортабельный фургон благодаря оборудованию, работающему на метане, обеспечен отоплением, светом; есть генератор и все бытовые приборы, кухня. Он может работать в двух режимах: обогрев метановыми конвекторами или внешним источником электроэнергии в стандартном исполнении. Запас КПГ позволяет поддерживать жизнедеятельность не менее 14 дней.

Сразу несколько предприятий при содействии ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» представили свой потенциал на открытой площадке ПМГФ-2024. Среди них 90-тонный карьерный самосвал БелАЗ на СПГ с модулем разгрузки криогенных емкостей российского производства, 100-тонный мобильный кран «Галичанин» на шасси «Волат» Минского завода колесных тягачей и два совместных проекта компании «РариТЭК»: тракторы МТЗ «Беларус» на КПГ и первый в мире зерноуборочный комбайн «Полесье» на СПГ. Белорусскую экспозицию дополнили гибрид МАЗ Х (седельный тягач нового поколения), дальнемагистральный туристический автобус МАЗ, а также самый популярный в Беларуси легковой автомобиль компании «Белджи» с заводским газовым оборудованием.

«Наш ответ санкциям» в рамках импортозамещения повторило и нижневартовское ООО «Эпик 380», привезя на выставку установку подачи жидких добавок для гидроразрыва пласта (ГРП). Специалист по развитию бизнеса ООО «Эпик 380» Гаряй Суючбакиев не сомневается: в России возможно производить полноценные флоты для работ на ГРП: «Наша компания 7 лет занимается производством, но только теперь появилась возможность самим делать то, что раньше покупалось за рубежом. Мы уже продали 10 установок, а насосно-смесительных установок и насосов высокого давления – в десятки раз больше. Всё можем сами».

Подробнее
14.10.2024 в 13:45

Несмотря на внешние вызовы, отечественная газовая отрасль интенсивно развивается. Создаются новые мощности для глубокой переработки, ориентированные как на внутренний рынок, так и на мировой, появляются новые направления экспорта. Какие шаги уже предприняты и что еще предстоит сделать для обеспечения технологической устойчивости российской газовой отрасли обсудили участники стратегической сессии «Российская газовая отрасль: точки роста в новых условиях», которая состоялась в рамках третьего дня работы ПМГФ-2024 в петербургском Экспофоруме.

По оценкам Российского энергетического агентства Минэнерго РФ (РЭА), в наиболее вероятном сценарии развития глобальной энергетики к 2050 году мировое потребление газа вырастет практически на 30% по сравнению с сегодняшним днем, заявил главный советник генерального директора РЭА Владимир Дребенцов. Однако, отметил он, при реализации негативного сценария существует и вероятность того, что потребление газа сократится в полтора раза.

«Реальное же развитие мировой энергетики будет колебаться между этими двумя сценариями», – предположил Владимир Дребенцов.

Он также указал, что, по оценкам РЭА, конечное потребление электроэнергии к 2050 году вырастет в 2,3–2,5 раза: «Мир строит еще одну и даже большую электроэнергетику, и будущее газа во многом определится спросом на газ или его отсутствием».

При этом основными потребителями электричества станут страны Азии, их доля в мировом энергопотреблении вырастет до 37% к 2050 году. Основными конкурентами природного газа как источника получения электроэнергии в будущем Владимир Дребенцов назвал возобновляемые источники энергии и атомную энергетику, хотя она и растет медленнее, чем другие виды использования ресурсов.

У России есть все шансы на сохранение за собой одной из ведущих ролей на международных рынках природного газа, уверен Владимир Дребенцов. Одним из возможных инструментов расширения экспорта отечественного сырья он назвал пакетные сделки.

«Этим уже занимаются «Росатом», «Русгидро», но пока не занимаются газовые экспортеры. Газ во многих развивающихся странах будет востребован прежде всего в электроэнергетике. И если мы сможем свой газ (а природа позволяет нам добывать его дешевле, чем во многих других странах) привезти потребителям, используя конкурентно-пакетные предложения, это бы в значительной степени способствовало расширению географии экспорта», – пояснил Владимир Дребенцов.

Наша страна может предложить мировым потребителям долгосрочные и надежные поставки, что крайне важно для газового рынка, которому в первую очередь нужна предсказуемость, отметил председатель наблюдательного совета «Группа Инвест», член экспертного совета по корпоративному управлению ЦБ РФ Андрей Гайдамака.

«Огромная волатильность на газовом рынке в 2021–2022 годах оказалась разрушительной для потребителей электроэнергии и природного газа в Европе. Поэтому России с ее гигантскими добычными и газотранспортными возможностями нужно заниматься стратегическим маркетингом, ориентированным на долгосрочную перспективу», – уверен Андрей Гайдамака.

По мнению партнера, руководителя группы стратегического консалтинга Группы компаний Б1 Андрея Томышева, еще одним перспективным направлением для отечественной газовой отрасли являются поставки продуктов ее производства на экспорт. Это направление в России довольно неплохо развито: доля продукции газохимической и химической промышленности в общем объеме российского экспорта составила 7% в 2023 году, это второй показатель в мире после США, отметил первый заместитель генерального директора по стратегии и развитию группы компаний «Дело» Александр Иодчин. В качестве одного и возможных инструментов наращивания экспорта, в частности удобрений и метанола, он видит развитие контейнерных перевозок.

«Отправка подобных грузов в контейнерах обеспечивает максимальную гибкость транспортировки: контейнер, в принципе, можно доставить практически куда угодно», – пояснил Александр Иодчин.

Для этого, считает он, необходимо модернизировать отечественные заводы, чтобы оправляемая на экспорт продукция на месте загружалась в балкерные контейнеры или танк-контейнеры. Также необходимо развивать морские контейнерные перевозки, создавать и развивать портовую инфраструктуру в странах назначения, в частности строить транспортные хабы, через которые российская продукция будет доставляться конечным покупателям. В числе перспективных направлений развития экспорта газохимической продукции Александр Иодчин называет Индию, Малайзию и Танзанию.

Еще одним сегментом мирового газового рынка, где Россия может укрепить позиции, является СПГ, уверены участники дискуссии. При этом, как отметил управляющий партнер IAS Engineering & Consulting Александр Адоевский, в текущих условиях у России при поддержке партнеров из Китая имеются все ресурсы для строительства крупнотоннажных заводов СПГ.

Подробнее
14.10.2024 в 13:42

На полях ПМГФ-2024 развернулась Корпоративная выставочная экспозиция ПАО «Газпром» «Импортозамещение в газовой отрасли». Экспоненты – лидеры отрасли, производители оборудования, разработчики технологий и научные организации – представили передовые решения для нужд газовой промышленности. Благодаря кооперации и внедрению высоких технологий, на всех этапах производства компании развивают глобальные энергетические проекты.

В центре экспозиции расположился стенд АО «Газпром космические системы». Компания представила две вариации мобильной автоматизированной рабочей станции (МАРС). Эта система позволяет в полевых условиях обрабатывать данные воздушного мониторинга для выявления нарушений при эксплуатации магистральных газопроводов. «Мы столкнулись с проблемой длительной передачи данных от момента съемки до получения результатов заказчиком. МАРС решает эту проблему, позволяя бригаде на месте произвести полет, загрузить данные, автоматически обработать их и получить результат в виде карты с отмеченными нарушениями», – рассказал главный специалист отдела обработки данных для мониторинга строительства АО «Газпром космические системы» Прохор Кондратьев. После выставки планируется провести финальное тестирование системы.

На стенде ООО «Энергомаш-ВТС» посетители могли увидеть образец гибкой полимерно-армированной трубы с интегрированными в тело проводниками различного назначения: передачи электрической энергии, информационных сигналов, включая оптоволокно. «Эта многофункциональная «кабельная начинка» позволяет не только транспортировать нефть, газ и смеси, но и подогревать флюид, передавать сигналы с различных датчиков, видеосигналы, а также управлять дистанционным оборудованием», – пояснил заведующий испытательной лабораторией Сергей Голышев. Уникальность разработки заключается в наличии барьерного слоя, препятствующего проникновению газа в слой армирования, что повышает коррозионную стойкость и долговечность трубы.

В зоне экспозиции «Импортозамещение в газовой отрасли» компания «Цифра» представила свой продукт – цифровой двойник газоконденсатного актива. «Это полностью отечественная разработка, использующая платформу ZIIoT в качестве базы данных реального времени. Она выполняет задачи информационно-аналитической системы для управления активом, объединяя все процессы – от пласта и скважин до газосборной сети и установок комплексной подготовки газа – в одном приложении для эффективного управления», – сообщили представители компании.

АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК) продемонстрировало газотурбинный двигатель нового поколения АЛ-41СТ-25, являющийся преемником АЛ-31СТ. «Двигатель перенял лучшие качества предыдущей модели и получил новые технические решения, что позволило создать на его базе целую линейку газотурбинных двигателей. Реализована низкоэмиссионная камера сгорания, обеспечивающая уровень выбросов, соответствующий международным стандартам», – отметили на стенде ОДК. Данный двигатель применяется в газоперекачивающих агрегатах для транспортировки природного газа.

ООО «Газпром добыча Ямбург» представило информационно-управляющую систему организации шести видов работ повышенной опасности. «Система распознает комплексные виды работ и предоставляет пользователю необходимые бланки разрешительных документов. Это отечественный программный продукт, работающий на российских операционных системах РЕД ОС и Astra Linux», – рассказали представители компании. Цель системы – установка дополнительных барьеров безопасности для минимизации рисков несчастных случаев и аварий. В составе комплекса также представлены портативный газоанализатор «Микросенс М5» и промышленный планшет MIG T8X.

На стенде ООО «НПФ Завод «Измерон» была продемонстрирована компоновка комплекса подземного оборудования для добычи газа на континентальном шельфе РФ.

В состав входят приустьевой клапан-отсекатель, клапан подачи ингибитора, разъединитель колонный осевой с индуктивной муфтой, пакер двустороннего действия и муфта гидроразрыва пласта. «Уникальность нашей разработки в интегрированной компоновке верхнего и нижнего заканчивания, обеспечении целостности скважины для безопасности и эффективности добычи. Все оборудование спроектировано с применением отечественных технологий и полностью изготовлено в России, что способствует энергетической безопасности и суверенитету государства», – подчеркнули в компании.

Компания «Бурлак» привезла на выставку шести- и восьмиколесные вездеходы на шинах низкого давления, а также прицепы и полуприцепы к ним. «Наши вездеходы используются в различных отраслях – от грузоперевозок и туризма до добычи полезных ископаемых. Их преимущества: высокая проходимость, грузоподъемность до 5 тонн на твердом грунте, автономность – более 2500 км по бездорожью без дозаправки, а также комфортный салон высотой 1,8 метра, оборудованный автономными отопителями, кухонной зоной и электрическими розетками», – пояснили представители компании. Сертифицировано 13 модификаций вездеходов и 60 модификаций прицепов. Ведется работа над новыми версиями с гидроподъемником и лабораториями для исследования скважин. Вездеходы «Бурлак» уже используются крупными ресурсодобывающими предприятиями, МЧС России и другими государственными структурами.

На стенде журнала «Газовая промышленность», которому уже 67 лет, посетители могли узнать о достижениях издания. «Последние 30 лет мы работаем при поддержке «Газпрома». Ежегодно выпускаем 1,8 млн экземпляров, а наша интернет-аудитория достигает 300 тыс. человек. В журнале представлен эксклюзивный контент с закрытых производственных площадок и интервью с первыми лицами отрасли», – поделились сотрудники издания.

Экспозиция «Импортозамещение в газовой отрасли» демонстрирует, как современные отечественные технологии и инновации интегрируются в газовую отрасль, способствуя ее развитию и укреплению энергетической безопасности страны. Участники и гости Форума смогли познакомиться с передовыми российскими разработками, направленными на повышение эффективности, безопасности и экологичности производства и транспортировки газа.

Подробнее
11.10.2024 в 14:37

На круглом столе «Искусственный интеллект: вместе или вместо», прошедшем в рамках Петербургского международного газового форума в Экспофоруме, участники обсудили ключевые вопросы внедрения ИИ. Были затронуты различия между классическим и генеративным ИИ, барьеры на пути внедрения технологий, успешные кейсы, а также роль лидера в цифровизации компаний.

Руководитель инновационных проектов в образовании Академии бизнеса Б1 Наталья Сокова обозначила ряд проблем, связанных с цифровизацией бизнес-процессов. «Сейчас акцент делается на технологиях и процессах, но точка пересечения человека и технологий часто упускается из виду. Это ошибка», – считает она.

Несмотря на внимание к ИИ, его активное использование на предприятиях остается ограниченным. Согласно опросу Академии бизнеса Б1, только треть опрошенных сотрудников различных компаний понимают, что такое ИИ, и видят в нем возможности роста.

Генеральный директор Академии бизнеса Б1 Татьяна Суслова акцентировала внимание на том, что роль лидера критически важна при внедрении ИИ и других цифровых решений. Она выделила три ключевых фактора, которые способствуют успешной интеграции ИИ.

Первое – это необходимость прикладного обучения сотрудников новым навыкам. «Важно, чтобы каждый сотрудник понимал, как внедрение технологий изменит бизнес и его личные задачи», – отмечает она. Причем обучение стоит организовывать непосредственно в рамках конкретных проектных групп или функциональных подразделений, чтобы оно было максимально практичным.

Второй важный момент – развитие культуры «осознанной некомпетентности». Татьяна Суслова поясняет: «Это означает, что лидер должен осознавать, что он не знает всего, и стремиться искать ответы на возникающие вопросы, вовлекая в этот процесс своих сотрудников».

Третий фактор – это способность лидера быстро реагировать на изменения во внешней среде и в компании, а также вести открытую коммуникацию с командой по поводу этих изменений.

Директор по операционной эффективности инвестиционного холдинга Финам Андрей Морозкин отметил, что при внедрении ИИ важно активизировать роль «владельца данных». Андрей поясняет: «Роль владельца данных — это смена мышления, когда ты начинаешь относится к накопленным данным компании, ее процессам и накопленным знаниям как к активу, который нужно монетизировать».

Заместитель директора ООО «Оператор Газпром ИД» Павел Баюка развеял несколько мифов, связанных с внедрением ИИ, которые тормозят его применение. «Многие думают, что для ИИ нужны сложные структуры и мощные компьютеры, но это не так. ИИ может работать и на простых устройствах», – говорит он. Также ошибочно полагать, что для внедрения ИИ необходимо огромное количество данных. Это не всегда верно.

Еще один миф – убеждение, что ИИ не приносит реальной прибыли компании. Однако уже есть множество примеров, когда ИИ помогал предприятиям сокращать время выполнения задач и повышать доходы. Так, один из кейсов связан со строительной компанией, где ИИ создал алгоритм проектирования инженерных систем. Этот алгоритм применили при проектировании систем канализации жилых домов, что позволило значительно сократить сроки проектирования.

Другой успешный пример – использование ИИ в банке, где он помог разработать алгоритм для быстрого принятия решений по выдаче кредитов юридическим лицам.

В ходе круглого стола также обсуждали различие между классическим и генеративным ИИ. Эксперт по внедрению генеративного ИИ Сергей Кобелев пояснил, что классический ИИ — это система, анализирующая данные и делающая выводы на основе заданных параметров. Генеративный ИИ, в свою очередь, способен создавать что-то новое на основе полученных данных, например, тексты, музыку или изображения.

«Генеративный ИИ может как сочинить сказку для вашего ребенка, так и помочь разработать маркетинговую стратегию для бизнеса», – добавил Сергей.

Подробнее
11.10.2024 в 14:36

Внутренняя конкуренция и широчайшая импортная номенклатура на рынке компрессорного оборудования, требующего ремонта в условиях санкций и разорванных цепочек поставок, не позволяют российским производителям конкурировать с иностранными поставщиками. Решение искали участники круглого стола «Достижение технологического суверенитета в области производства компрессорного оборудования для нефтегазовой отрасли», прошедшего в Экспофоруме в рамках ПМГФ-2024.

Ключевая проблема российских производителей компрессоров состоит в том, что за последние десятилетия у потенциальных заказчиков этого рынка скопилось оборудование разных производителей со всего мира, которое требует ремонта. В условиях санкций получать нужные запчасти во многих случаях стало просто невозможно. Российские предприятия способны скопировать нужный элемент, но, чтобы это было выгодно, заказы должны стать серийными, а ремонт требуется, как правило, очень ограниченному количеству элементов.

Первый выступающий, Андрей Чевачин, заместитель генерального директора – главный конструктор АО «РУМО», аккуратно обратил внимание собравшихся на то, что, возможно, из-за многообразия уже использованной номенклатуры компрессорного оборудования стоит сосредоточиться на отладке глобального процесса ремонта. Прозвучало и альтернативное мнение – о переустройстве правил рынка, создании единой линейки российских компрессоров и солидаризации коммерческих участников, заказчиков и государства.

Как отметил модератор круглого стола, председатель правления Ассоциации компрессорных заводов Михаил Крюков, несмотря на большой объем заказов и загрузку российских производителей, растет острота проблемы дефицита кадров. «Мы конкурируем с оборонно-промышленным комплексом, который перетягивает кадры и взвинчивает зарплаты технических спецов, станочников. Предприятия тоже вынуждены поднимать зарплаты, и это перекладывается на стоимость продукции, из-за чего она становится неконкурентоспособной», – сказал Михаил Крюков, отметив, что ситуацию поможет исправить планирование на 10 лет вперед.

Евгений Ибрагимов, директор по импортозамещению и локализации бизнес-единицы «ГМС Компрессоры» АО «Группа ГМС», поделился решением кадровой проблемы на своем предприятии – организованным привлечением студентов и прямым сотрудничеством с высшими учебными заведениями, вплоть до того, что работа на предприятии учитывается при составлении расписания для студентов. Таким образом, наполовину укомплектовано подразделение реинжиниринга, в котором почти половина отдела – магистранты и бакалавры.

Руководитель департамента газового оборудования ООО «Челябинский компрессорный завод» Константин Хабиров отметил, что государство могло бы еще более чутко заботиться о рынке компрессоров и ввести для продукции оставшихся зарубежных поставщиков сертификацию, возможно, поднять пошлины.

Руководитель по реализации программ технологического суверенитета в области энергетического и компрессорного оборудования ПАО «Газпром нефть» Вячеслав Шипов призвал участников российского рынка союзничать и внимательнее изучать существующие меры господдержки: «Государство всех не объединит, мы должны объединиться сами. Возможно, забыв про конкуренцию, мы можем большего достичь. Второй момент – много правительством выработано хорошо работающих механизмов господдержки, но, если смотреть правде в глаза, субсидия на 300–500 млн не позволит создать из ничего линейку наукоемкого оборудования. Консолидироваться надо всем, и не только по потребности, но и по производственной возможности».

Подробнее
11.10.2024 в 09:11

Распределение ответственности внутри корпорации для защиты от публичных обвинений и анализ будущих рисков при принятии решений обсудили участники дискуссии «Минимизация публично-правовых рисков привлечения к ответственности первых лиц компаний, менеджеров подразделений: от знания к профилактике», прошедшей в рамках Петербургского международного газового форума – 2024 в КВЦ «Экспофорум».

Деловая этика в наше время тесно связана с корпоративной культурой, которая является одним из важнейших элементов системы управления компаниями, отметила, открывая дискуссию, руководитель практики Комплаенс и деловая этика компании «СИБУР» и сопредседатель Совета по развитию комплаенса и деловой этики Вероника Киселева. Однако в последнее время бизнес-вопросы стали так часто решаться с помощью Уголовного кодекса, что возник значительный запрос на отдельный вид комплаенса – уголовно-правовой, как отмечают ведущие теоретики и практики права. «В свою очередь отечественные компании-флагманы в сфере внедрения и развития Комплаенс-системы все больше внимания уделяют масштабированию такого направления как административно-уголовный комплаенс, который позволяет не только распределить ответственность между руководителями соответствующих функций и направлений, но и усилить деловую репутацию компании», — отметила модератор.

Количество уголовных дел в отношении предпринимателей, по статистике судебного департамента ВС РФ, не снижается, так же, как и количество случаев привлечения их к административной ответственности. В основном обвинения выдвигаются по статьям о мошенничестве, присвоении или растрате, незаконном предпринимательстве, злоупотреблении полномочиями, уклонении от налогов и ряду других, рассказал адвокат, руководитель уголовной практики коллегии адвокатов «Монастырский, Зюба, Степанов и партнеры» Валерий Застрожин. При этом форма вины может быть и неосторожной — в случае, если нарушитель не предвидел последствий своего поступка, и как раз в этой области многие риски можно убрать, создав специальную систему защиты компании и ее первых лиц. Для этого нужно подробно регламентировать зоны ответственности и полномочий сотрудников с тем, чтобы гендиректору, например, не пришлось отвечать за нарушение, допущенное его подчиненным.

Значительным риском для компаний является перспектива конфискации имущества в рамках коррупционных уголовных дел, указал адвокат «Пепеляев групп» Сергей Таут. Он рассказал о практике обращения в казну государства по искам Генпрокуратуры имущества, которое в надзорном ведомстве сочли полученным на коррупционные доходы. Это может произойти, даже если сделка произошла много лет назад и даже если обвиняемый в коррупционном преступлении давно не имеет отношения к компании, совершавшей сделку. За последние 3 года было уже 84 случая принятия решений об изъятии, поделился Таут, и 86% такого имущества уже обращено в доход государства. Он добавил, что сейчас в Конституционном суде РФ началось рассмотрение вопроса о применении сроков давности в коррупционных преступлениях, и результат может во многом изменить ситуацию.

Юрист рекомендует заранее проводить аудит рисков в компаниях. Факторами риска являются получение в прошлом активов в результате приватизации, участие владельцев, бенефициаров бизнеса или чиновников, курирующих отрасль, в коррупционных расследованиях, планы по приобретению активов, ранее принадлежащих государству.

К субсидиарной ответственности компанию или ее руководителя могут привлечь и в том случае, если коррупционное расследование ведется в отношении ее контрагентов, добавила адвокат «S&K Вертикаль» Алина Хамматова, то есть их тоже нужно проверять на предмет риска. Она также напомнила о том, что ответственность для руководителя может наступить и за то, что при возникновении рисков он не предпринял действий по спасению компании, и в рамках банкротства и расчетов с кредиторами ответственность перейдет на него. Сделки же, заключенные по цене ниже рыночной, скорее всего, будут признаны наносящими вред кредиторам и отменены: «Заключая сделки, надо смотреть на последствия на 10 лет вперед», – сказала Алина Хамматова.

Практиками управления административными рисками поделился и представитель от бизнеса – руководитель Департамента ПАО «Т Плюс» Александр Криницын, который представил вниманию участников инструменты и решения компании по эффективному управлению процессами, в числе которых развитие компетенций работников на внутреннем и внешнем контурах, Клиентский сервис с единым информационным пространством, а также поиск баланса в среде высокой нормотворческой активности и госконтроля.

Для того чтобы минимизировать риски привлечения к ответственности, нужны регламентация процессов, стандартизация подходов, своевременный анализ рисков и их оценка в будущем при принятии решений, констатировали участники дискуссии.

Подробнее
10.10.2024 в 17:22

Возможности и проблемы развития газонефтехимической отрасли рассмотрели эксперты рынка на панельной дискуссии «Газонефтехимия: новые горизонты развития инновационных продуктов и материалов, новый технологический уклад», прошедшей 9 октября в рамках Петербургского международного газового форума – 2024.

«Развитие газонефтехимии имеет стратегическое значение для государства. Она увеличивает спрос на сложные технологии, поддерживает инновационные процессы», – отмечает Дмитрий Завалов, директор Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК) – филиала ФГБУ «РЭА» Минэнерго России.

Отрасль получила новое дыхание после введения санкций и сокращения поставок газа в Европу.

«Между тем рост численности населения стимулирует увеличение мирового спроса на продукты питания, на потребительские товары, товары медицинского обслуживания. Соответственно, увеличивается производство продуктов газонефтехимии», – говорит Вячеслав Кулагин, заведующий отделом исследования энергетического комплекса мира и России ИНЭИ РАН.

К 2050 году, по данным эксперта, на 47–55% ожидается прирост спроса на сырье для производства пластиков. Этот прирост, по его данным, будет сдерживать развитие циркуляционной экономики и политики депластификации, но для серьезного сдерживания имеются естественные ограничения: лишь часть сырья можно повторно переработать, то есть пластик можно заменить не везде.

Как рассказывает Вадим Пугач, аналитик аналитического департамента Центра экономического прогнозирования АО «Газпромбанк», в 2023 году внутреннее потребление газа выросло в России до 496 млрд м3 (+1,8% год к году).

«При этом цены на газ в России многократно ниже мировых и в 7–8 раз ниже европейских. Это обеспечивает нам огромное преимущество в мире, позволяя сохранять конкурентоспособность на рынке карбамида, что важно для производства минеральных удобрений и развития сельскохозяйственной отрасли», – отмечает аналитик.

И в этом отношении у России огромный потенциал, хотя есть и ряд проблем. Одной из них Вячеслав Кулагин называет зависимость от иностранных поставщиков оборудования. Решением, как он считает, может быть создание привлекательных условий для участников по всей цепочке поставок, а также синхронизация межведомственного взаимодействия для запуска новых взаимосвязанных продуктов. И, конечно, необходима поддержка разработки новых технологий в комбинаторике государства и бизнеса.

«В России есть доступное сырье, ряд передовых технологий и большой внутренний рынок. Но у нас сложилась ситуация, когда на экспорт отправляется сырье для базовых продуктов, а импортируются продукты химической промышленности по кратно высоким ценам. И пока у газохимических компаний не будет заинтересованности в производстве газохимических продуктов, эта отрасль развиваться не будет», – подтверждает Андрей Михайлов, заместитель начальника Центра инновационных газохимических технологий ООО «Газпром ВНИИГАЗ».

«Таким образом, газонефтехимия способна стать хорошим драйвером развития экономики России, но только при грамотном выстраивании межотраслевой политики в многограннике «энергетика – наука – промышленность – транспорт» и стимулирующем регулировании», – обобщает Вячеслав Кулагин.

Минпромторг уже реализует направленные на это программы. С момента введения в 2014 году первых санкций на поддержку нефтегазовой отрасли было выделено более 70 млрд рублей.

«Всех отраслевых игроков мы объединили на площадке Координационного совета по импортозамещению нефтегазового оборудования под руководством двух вице-премьеров – Дениса Мантурова и Александра Новака. Наша цель – достижение полного суверенитета нефтегазовой отрасли РФ к 2030 году», – заключает Хаджимурат Саадулаев, начальник Отдела развития оборудования для нефтегазопереработки и водогазоочистки Минпромторга России.

Подробнее

Demo Title

Demo Description


Introducing your First Popup.
Customize text and design to perfectly suit your needs and preferences.

Он будет закрыт в 20 секунд