О мероприятиях

04.04.2024 в 14:12

Только в прошлом году в России произошло свыше 350 тыс. пожаров, что привело к гибели большого количества людей, следует из данных МЧС. Способы их предотвращения и минимизации последствий стали темой обсуждения на конференции «Пожарная безопасность объектов коммерческой недвижимости и жилых зданий.

Актуальные вопросы защиты населения в чрезвычайных ситуациях» в рамках выставки передовых технологий обеспечения безопасности личности, общества и государства «ЭКСПОТЕХНОСТРАЖ-2024» в Экспофоруме.

Появление новых дизайнерских решений и горючих материалов создает высокую пожарную нагрузку, отметил начальник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России Богдан Гавкалюк. «Для обеспечения пожарной безопасности посетителей важное значение имеют не только конструктивные особенности здания, но и психологические характеристики людей», — пояснил он. Для предотвращения пожара и обеспечения благополучия людей при его возникновении необходимо искать специальные решения по повышению надежности жилых и торговых объектов в критических ситуациях, подчеркнул Богдан Гавкалюк.

Начальник кафедры переподготовки и повышения квалификации специалистов Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России Алексей Мироньчев обратил внимание, что в России внедряется иррациональный подход к техническому регулированию пожарной безопасности. «Его особенность в том, что у нас определена цель — безопасность людей, но при этом не определены способы ее достижения, которые могут быть различными», — пояснил он. Благодаря такому подходу есть возможность построить уникальные объекты, что не позволяет нормативный рациональный подход, указал эксперт. В числе примеров нестандартных зданий и сооружений с наивысшим уровнем пожарной безопасности он назвал космодром «Восточный», стадион «Зенит-Арена» и Крымский мост.

Ведущий научный сотрудник отдела инновационных и информационных технологий в экспертизе пожаров Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России Наталья Петрова отметила, что на последствия пожара решающее влияние оказывает выполнение персоналом предписанных действий в первые минуты. Для того чтобы минимизировать риски для жизни и здоровья людей, необходимо регулярное проведение инструктажей и практических тренировок для сотрудников, где отрабатывается порядок действий в опасных ситуациях, пояснила она. Кроме того, важное значение имеет разработка методологических основ, позволяющих проводить исследования в сфере оценки действий персонала.

Генеральный директор некоммерческой организации «Фонд поддержки программ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Сергей Балин рассказал о новом поколении цифровых средств обеспечения безопасности. По его словам, 90% используемых видов связи были созданы на базе технологий Японии, США и Китая. В связи с этим функции и системы кодирования небезопасны, так как могут контролироваться производителями из этих стран. «Мы решили, что наша связь должна быть отечественной. Для этого были разработаны эффективные алгоритмы кодирования и приборы. Это носимые радиостанции, ретрансляторы, диспетчерские пункты», — отметил он.

Перечислив основные технические характеристики оборудования, эксперт добавил, что в нем есть важная функция — информирование в случае потери сознания. «Если человек упал без сознания или даже только начал терять координацию во время чрезвычайной ситуации или пожарной опасности, этот аппарат всё улавливает, и оператор, который следит за ситуацией на пульте управления, сразу дает команды на реакции», — пояснил Сергей Балин.

Директор по маркетингу «Архант» Татьяна Зикункова сообщила о сферах использования вездеходов-амфибий во время спасательных операций. Она сказала, что такие вездеходы усиливают эффективность работ в результате использования другой техники, ускоряют процессы при ликвидации ЧС. «Почему вездеход называется «амфибия»? Потому что он может плыть! Это техника, способная идти по непроходимым грунтам, по камням, льду, выходу из воды на лед, насыпи. Таким образам, он помогает МЧС работать на линии воды и твердых грунтов — там, где не функционирует, например, лодка или колесная техника», — пояснила Татьяна Зикункова. По ее словам, такие вездеходы уже работают в МЧС не только России, но и Беларуси и Казахстана.

Организатором мероприятия выступило ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России».

Подробнее
04.04.2024 в 14:05

Возможность сохранения максимальной безопасности в российских городах и необходимость создания для этого федеральной программы обсудили специалисты 4 апреля на круглом столе «Лучшее — враг хорошего, или Нет предела совершенству?» по теме создания и развития безопасной городской среды и инструмента для реализации аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».

Мероприятие прошло в рамках выставки «ЭКСПОТЕХНОСТРАЖ. День передовых технологий» в Экспофоруме.

Такой инструмент, как аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» (АПК БГ), появился около 10 лет назад и начал внедряться во всех регионах России. Петербургская модель считается одной из лучшей в стране. «Мы начали строить «Безопасный город» с 2007 года, когда установили на улицах первые камеры: тогда их было 3 тыс., сейчас 90 тыс. С 2012 года перешли на сервисную модель, а с 2017-го появилась платформа «Безопасный город», которая, по мнению руководителей МЧС, является идеальной для внедрения в других регионах», — говорит Роман Борисенко, Директор СПб ГКУ «Городской мониторинговый центр».

Он подчеркивает, что в Петербурге концепция «Безопасного города» выполнена в полном объеме, то есть созданы все блоки: экологическая безопасность, безопасность на транспорте, общественная безопасность. А самое главное — модуль межведомственного взаимодействия: в Петербурге с этой системой работают фактически все федеральные органы, а также дежурные службы районов.

Сегодня безопасность в городах выходит на новый уровень. Курская область имеет 296-километровую границу с Украиной, и АПК БГ реализуется там в полную силу.

«С учетом географического расположения все типы БПЛА могут поразить любую цель на территории нашей области. Поэтому с 2023 года, когда беспилотник прилетел на здание железнодорожного вокзала, мы начали работать в круглосуточном режиме», — рассказывает Олег Горячев, Руководитель межведомственного мониторингового центра по противодействию БПЛА, советник Губернатора Курской области.

Он поясняет, что в Оперативном штабе Курской области расписали алгоритмы действий на все случаи, от взаимодействия по инциденту с БПЛА до возможной техногенной аварии; организованы каналы связи и с органами власти, и с силовыми ведомствами; все инциденты наносятся на интерактивную карту в режиме реального времени.

«И если к информации, полученной от граждан в Москве, относятся довольно скептически, то в Курске достоверной является более 90% такой информации: люди видят беспилотники, сразу же звонят нам, и это позволяет оперативно реагировать на угрозы», — говорит Олег Горячев.

Сегодня в Курской области не только определяются маршруты пролета БПЛА, но и выявляются белые пятна на государственной границе, а также маршруты пролета через область: она является транзитной, ведь через нее беспилотники летят в Орел, Воронеж, а недавно пролетели в Елабугу. Кроме того, по словам Олега Горячева, всем организациям и предприятиям предлагается объектовое прикрытие гражданскими средствами радиоэлектронного подавления.

«Эффективность противодействия БПЛА в этом году выросла», — утверждает он.

Ирина Власова, Заместитель Председателя комитета региональной безопасности Правительства Курской области, рассказывает об обучении в регионе операторов БПЛА, к которому подключается и население. «Сейчас мы планируем обучить таким знаниям педагогов, которые смогут ими делиться», — отмечает она.

«Безопасный город» сегодня — основная модель защиты населения и общественной безопасности. Но для ее реализации должен быть единый подход во всех регионах, а для этого — единая федеральная база и федеральная целевая программа», — заключает Александр Кудрявцев, Министр общественной безопасности Свердловской области.

Подробнее
04.04.2024 в 13:52

Текущий подход к информационной безопасности предполагает реакцию на возникающие угрозы, а не их предотвращение. Как сделать эту деятельность более эффективной?

Об этом в своем выступлении «Информационная безопасность в условиях развития платформ предиктивной аналитики: тенденции и нормы» рассказала руководитель проектного офиса дирекции «Аэродинамика», руководитель комитета по искусственному интеллекту ГЛОНАСС, руководитель Центра предиктивной аналитики РИЭПП Людмила Гонтарь.

Мероприятие прошло 3 апреля в рамках выставки передовых технологий обеспечения безопасности личности, общества и государства «ЭКСПОТЕХНОСТРАЖ-2024» в конгрессно-выставочном центре «Экспофорум».

Существующие решения в сфере информационной безопасности зачастую основаны на устаревшей архитектуре и зависят от устройств интернета вещей, напомнила Людмила Гонтарь. В этих условиях важное значение приобретает выявление базовых потребностей и мониторинг защищенности цифровых сведений. По словам эксперта, сейчас на военных и промышленных предприятиях зачастую не обращают внимание на то, как работают с данными, что создает определенные риски.

Единственным способом с определенной долей вероятности предсказать, как система будет атакована еще до того, как это произойдет, Людмила Гонтарь назвала технологию цифровых двойников. «Классическая история — спуфинг-атаки. Сейчас в условиях увеличения роли беспилотников это особенно актуальная тема. Если на территории военного конфликта на дрон происходит спуфинг-атака, то без предиктивной системы информационной безопасности придется столкнуться с негативными последствиями произошедшего», — подчеркнула Людмила Гонтарь. Выгруженные данные будут искажены: либо растровое изображение станет невозможно прочесть, либо информация не будет биться с поступившей, сказала эксперт. В результате эффект от использования беспилотника будет нулевым.

Предиктивная аналитика предполагает в том числе работу с модулями искусственного интеллекта. «Подобные схемы уже существуют, но мы раньше не обращали на них внимания», — указывает она. В связи с этим важно объединить усилия и в рамках федеральной программы «Экономика данных» поработать над новым направлением, пояснила эксперт. Это позволит объединить научно-технологическую и техническую базу, уверена она.

Выступление состоялось в рамках конференции «Цифровая безопасность». Организаторами выступили Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга, а также экспертный клуб «ИТ-Диалог».

Подробнее
04.04.2024 в 13:13

Ближайшее будущее беспилотников обсуждали на круглом столе «Перспективы развития беспилотных летательных аппаратов», прошедшем 3 апреля в рамках выставки «ЭКСПОТЕХНОСТРАЖ. День передовых технологий» в Экспофоруме.

Сегодня не осталось скептически настроенных людей, не понимающих актуальности применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). «Беспилотная авиация используется не только для нужд СВО: у нас были морские кейсы, когда беспилотник сопровождал судно, были горные кейсы», — говорит Людмила Гонтарь, руководитель проектного офиса дирекции «Аэродинамика» (прав. комиссия), руководитель комитета по искусственному интеллекту АНО ГЛОНАС, руководитель Центра предиктивной аналитики РИЭПП и специальным проектам, эксперт федеральных и региональных групп и комиссии ТПП РФ.

«В МЧС России активное использование беспилотной авиации началось в 2015 году: такие аппараты применяются для тушения пожаров, ликвидации последствий наводнения, природных и техногенных катастроф», — добавляет подполковник внутренней службы Алексей Истомин, начальник отделения организации применения беспилотных авиационных систем и авиационных технологий Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу.

Ответом на запросы рынка стала перспективная отечественная разработка — БПЛА «Геоскан 801». Это компактный квадрокоптер для видеомониторинга в режиме реального времени с 4К-видеокамерой и тепловизором. «Он применяется в пожаротушении, инспекции объектов, ликвидации ЧС, поиске и спасении людей, природоохране. Но мы прорабатываем и более широкое его назначение, ведь сегодня всё, что летает, может быть использовано для работы на СВО», — объясняет Алексей Юрецкий, генеральный директор ООО «Геоскан».

Ни одна боевая задача действительно не проходит без разведывательного или военного вылета беспилотного аппарата, и БПЛА благодаря внедрению передовых технологий используются везде: от разведки до боевых вылетов. При этом СВО, как подчеркивают эксперты, вскрыла несоответствие прежних приоритетов реалиям текущих конфликтов. К примеру, такие БПЛА, как Bayraktar, до этого считавшиеся мощными, оказались не готовы к ведению реального боя и сегодня у противника «закончились». Самые распространенные у нас БПЛА FPV-типа также выявили как свои преимущества, так и недостатки.

Полковник Денис Сущенко, начальник 5-го научного отдела ЦНТИ ГЦНИ Росгвардии, обратился к представителям предприятий промышленности, объяснив, какую продукцию ждут от них силовики, и четко обозначил необходимые характеристики беспилотных летательных аппаратов, которые по характеру выполняемой служебно-боевой задачи он выделил на разведывательно-досмотровые, разведывательно-поисковые, штурмовые, ударные однократного применения и транспортные.

Специалисты в зале назвали презентацию Сущенко «ТЗ от заказчика».

«Нам хотелось бы не потерять темп и работать на опережение, чтобы наши разработки вошли в жизнь уже завтра», — заключил Михаил Куприянов, руководитель перспективных проектов Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ».

Подробнее
04.04.2024 в 13:08

Как IT-компании следят за пользователями смартфонов и интернета, рассказал основатель компании «Интернет-розыск», руководитель департамента информационно-аналитических исследований компании T.Hunter Игорь Бедеров на конференции «Цифровая безопасность» в рамках выставки «ЭКСПОТЕХНОСТРАЖ-2024» в конгрессно-выставочном центре «Экспофорум».

Уже сейчас простой пользователь может самостоятельно отследить различные устройства. Например, если включить Bluetooth и геометку, то можно увидеть все мобильные устройства рядом. Если ехать в машине, можно зафиксировать все включенные рядом смартфоны, наушники, часы и так далее.

«А если собрать эти данные централизованно, мы получим систему слежения», — говорит Игорь Бедеров. Например, можно отследить устройства, которые изо дня в день находятся рядом с вами, двигаются за вами и таким образом выявить слежку, заявил эксперт. Этот метод был недавно описан в ежемесячном американском журнале Wired. В публикации отмечается, что любая система передает данные пользователя, их становится всё больше, и всё больше информации о пользователе гаджетов так или иначе попадает в руки третьих лиц.

«Банальный запрос о погоде через мобильное приложение уже выдает информацию о геолокации. Java-скрипты позволяют видеть наши социальные аккаунты, также можно отследить историю вызовов телефона и так далее. И всё это благодаря всего одному запросу по поводу погоды», — поясняет Игорь Бедеров. «Например, у нас был случай, когда удалось найти местоположение человека всего по одному скриншоту, который он нам прислал. Пользователь был в Лозанне», — вспоминает эксперт.

По словам Игоря Бедерова, ежечасно за каждым из нас следит множество операционных систем. «Любой IT-бизнес живет за счет того, чтобы получать больше данных, иначе он не будет зарабатывать», — заявил он. Причем собираемость информации через приложения эффективнее, чем через веб-сайты, поскольку приложение может узнать о нас вообще всё, утверждает Игорь Бедеров.

«Любая IT-компания заинтересована получать от нас больше денег, а полученную информацию она монетизирует с помощью контекстной рекламы. По сути, мы сами — товар, который продается и покупается», — заключил эксперт. IT-компании используют наши данные (адреса, круг общения, места отдыха, работы) для запуска рекламы, хотя утверждают, что вся информация обезличена, пояснил эксперт. Это и есть настоящая слежка, заключил он.

Подробнее
04.04.2024 в 09:56

5 апреля в Экспофоруме пройдет физкультурное мероприятие по лезартагу «ЭКСПОТЕХНОСТРАЖ» среди взрослых команд.

В состав команды входят 2 человека. Соревнования проводятся с использованием лазертаг оборудования. Две команды противостоят друг другу в течение 2 раундов, по результатам которых определяется победитель. Зачет: индивидуальный и командный.

Расписание турнира:

10.00-11.00 — регистрация участников;

11.00-15.00 — соревнования;

15.00 -16.00 — подведение итогов;

16.00 — 16.30 — награждение победителей и призеров.

Выставка передовых технологий обеспечения безопасности личности, общества и государства «ЭКСПОТЕХНОСТРАЖ. День передовых технологий» проходит с 3 по 5 апреля в павильоне G конгрессно-выставочного центра «Экспофорум».

В дни мероприятия до Экспофорума от метро «Московская» на маршруте бесплатные автобусы-шаттлы. Для посещения выставки необходимо пройти регистрацию на официальном сайте проекта и ознакомиться с правилами безопасности на площадке.

Подробнее
04.04.2024 в 09:52

5 апреля в третий раз на выставке «ЭКСПОТЕХНОСТРАЖ» пройдёт Молодёжный день. По традиции для курсантов, студентов, школьников и кадетов Северной столицы с 11:00 до 17:00 проведут экскурсии по площадке для знакомства с экспонентами проекта.

Программа Молодежного дня начнется с официального открытия в 10:30 в павильоне G у стенда Росгвардии.

Весь день для молодых людей работают интерактивные площадки:

мастер-классы
показы и обучение правилам прицеливания и производству выстрела из стрелкового орудия на комплексе беспулевой стрельбы SKAT
показательные выступления кинологов с собаками по поиску и обнаружению взрывоопасных предметов, показ общего курса дрессировки
полевая кухня
профориентационный маршрут и многое другое.

Посещение бесплатное. Предварительно необходимо пройти регистрацию на официальном сайте проекта и ознакомиться с правилами безопасности на площадке.

Выставка передовых технологий обеспечения безопасности личности, общества и государства «ЭКСПОТЕХНОСТРАЖ. День передовых технологий» проходит с 3 по 5 апреля в павильоне G конгрессно-выставочного центра «Экспофорум».

В дни мероприятия до Экспофорума от метро «Московская» на маршруте бесплатные автобусы-шаттлы.

Подробнее
03.04.2024 в 18:53

Поиск уязвимостей средств защиты информационных активов в таком случае – одна из мер повышения их эффективности. Два способа усиления киберзащиты обсудили на дискуссии «Киберполигоны vs bug bounty», которая прошла 3 апреля в рамках выставки передовых технологий обеспечения безопасности личности, общества и государства «ЭКСПОТЕХНОСТРАЖ-2024» в КВЦ «Экспофорум».

Кибербезопасность бизнеса подразумевает как реактивную, так и проактивную защиту от цифровых угроз. Второй подход или комбинация обоих характерны для компаний с определенным уровнем зрелости ИБ-систем и процессов.

Киберполигон представляет собой некую инфраструктуру для проведения киберучений по обнаружению угроз и отработки оперативного реагирования на них. В таких средах имитация атак помогает выявлять слабые места в ИТ-инфраструктуре без ущерба реальным ресурсам. «Хакеры внутри комьюнити и в открытых источниках легко находят информацию об уязвимостях в интересующих компаниях, а у безопасников источников данных о готовящихся атаках значительно меньше, поэтому киберполигоны становятся своего рода тренажером. В таких условиях специалисты учатся понимать методы хакерских группировок и учатся им противостоять на практике», – рассказал технический директор компании Weblock Лука Сафонов.

«Киберполигоны являются хорошим способом проверки навыков в сфере информационной безопасности», – добавил эксперт департамента защиты инфраструктуры VK Дмитрий Тарадай, – «За счет тренировок на киберполигоне повышается качество и эффективность реагирования на типовые события».

«При этом создание собственного киберполигона требует существенных средств, поэтому часть компаний предпочитает их аренду. Для реализации такого проекта требуется не менее 50 млн рублей без учета затрат на создание web-панелей, учебных пособий, зарплат разработчиков и лицензий на софт», – перечисляет Лука Сафонов.

Запустить собственный киберполигон, создав новое комьюнити, могут только такие крупные компании. Еще один подход усиления киберзащиты — программы bug bounty — выплата вознаграждений за обнаружение уязвимостей. Компания VK начала использовать этот инструмент в 2014 году, сообщил Дмитрий Тарадай. «Просто сообщить об уязвимости недостаточно. Требуется колоссальная работа, чтобы проанализировать эту информацию и устранить слабые места. Для нас это значимый источник повышения безопасности», — подчеркнул Дмитрий Тарадай.

Таким образом, киберполигоны и программы bug bounty, по сути – разные подходы для решения разных задач. В первом случае цель – в усилении навыков безопасников, во втором – средств защиты.

Эксперты обсудили и вопрос недобросовестности привлекаемых к программам поиска уязвимостей активистов. Модератор встречи, заместитель генерального директора группы компаний «Гарда» Рустэм Хайретдинов уточнил, случалось ли спикерам сталкиваться с хакерами, которые продавали информацию об обнаруженных незащищенных участках инфраструктуры «Мы знаем таких вымогателей и блокируем их на всех доступных площадках», – ответил Лука Сафонов.

По мнению Дмитрия Тарадая, каждый специалист сам решает, по какому пути ему идти. «Bug bounty – это не только про деньги. Это и репутация, и комьюнити. Никто не запретит «черношляпить», но надо понимать, что за этим последует потеря доверия внутри комьюнити», – сказал он.

Дискуссия прошла в рамках конференции «Цифровая безопасность». Организаторами выступили Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга, а также Экспертный клуб «ИТ-Диалог».

Подробнее
03.04.2024 в 17:58

Все трамваи и троллейбусы, подведомственные Комитету по транспорту Санкт-Петербурга, оборудованы тревожной кнопкой вызова группы быстрого реагирования Росгвардии. Об этом в ходе дискуссии «Городской общественный транспорт: обеспечение безопасности в режиме реального времени» форума «Транспортная среда» сообщил заместитель начальника Управления вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области Александр Красилич. Мероприятие состоялось в рамках первого дня работы форума «ЭКСПОТЕХНОСТРАЖ-2024», проходящего в петербургском конгрессно-выставочном центре «Экспофорум».

Обеспечением безопасности общественного электротранспорта в Санкт-Петербурге Росгвардия занимается с 2019 года, и такое сотрудничество очень эффективно, заявила начальник службы транспортной безопасности СПб ГУП «Горэлектротранс» Алла Севрюкова. Наряды Росгвардии приезжают на место в течение 5–8 минут, в то время как ожидание сотрудников районных отделов полиции составляет от 30 минут до 1,5 часов. Благодаря такой оперативности почти в 2,5 раза сокращается время вынужденного простоев трамваев и троллейбусов — с 50 минут в случае вызова сотрудников полиции до 20 минут, если по тревоге выезжает Росгвардия.

Еще одним плюсом сотрудничества с Росгвардией в деле обеспечения общественной безопасности на общественном транспорте Александр Красилич назвал регулярные совместные учения, которые проводят сотрудники органов охраны правопорядка и перевозчика. «В таких учениях участвуют и наши сотрудники, и кондукторы, и водители. Мы отрабатываем порядок действий каждого, и если вдруг в салоне трамвая или троллейбуса начинает действовать злоумышленник, то каждый знает, что ему делать. Кроме того, сам факт того, что на объекте установлена тревожная кнопка, способствует снижению числа правонарушений», — пояснил Александр Красилич.

В течение 2023 года росгвардейцы в результате выездов по тревогам предотвратили 143 правонарушения и преступления, задержали 55 человек, добавила Алла Севрюкова. Как правило, это лица, действующие из хулиганских побуждений, находящиеся в состоянии сильного эмоционального возбуждения или в нетрезвом состоянии, которые то пытаются проникнуть в кабину водителя, то спорят с кондуктором, то затевают ссору или потасовку в салоне транспорта или портят его, пояснил Александр Красилич.

Однако, отметил генеральный директор АНО «За общественный транспорт» Александр Питиримов, в Санкт-Петербурге на данный момент к системе централизованной охраны Росгвардии не подключены автобусы. Этот вопрос будет обсуждаться в апреле на большом практическом совещании с участием всех заинтересованных сторон: и представителей городских властей, и пассажирских перевозчиков, и органов охраны правопорядка. «Общественный транспорт — неотъемлемая часть жизни петербуржцев, и он должен быть по-настоящему безопасным», — резюмировал Александр Питиримов.

Подробнее